Частным перевозчикам было предложено повысить тариф на проезд в обмен на установку валидаторов для сбора выручки. Сбором выручки, разумеется, будет заниматься КП «Житомиртранспорт». Помните, проходили уже такую историю: через пару месяцев валидаторы, купленные за бюджетные деньги, из маршруток пропали, а проезд в 5 гривен остался.
В ответ на предложение Ткачука, перевозчики сказали, что им плевать на тариф, вешайте хоть по 10 валидаторов и собирайте выручку сами, только давайте заключим транспортный договор, в результате которого они смогут получать из бюджета оплату за пассажирокилометр. Также просили компенсацию за перевозку льготников. Власть к такому, ясное дело, не была готова, поэтому ездить маршруткам пока без валидаторов.
На этой встрече я окончательно убедился в том, что хозяином положения в сфере общественных перевозок в городе является отнюдь не власть, имеющая своё коммунальное предприятие. Правила диктует частный бизнес. И явно подыгрывает им, лоббируя их интересы, по моему мнению, однозначно профильный заместитель мэра. Поэтому развития или выхода из кризиса трамвайно-троллейбусному управлению в таких условиях будет добиться довольно сложно.
Я всегда с презрением и опаской относился к чиновникам, которые помимо того, что запускают свои грязные руки в городской бюджет, так еще и пляшут под чужую дудку. Никогда не знаешь, чего от таких людей ожидать. Они и сплетни могут распускать и документы прятать от бухгалтерии, чтобы предприятие лишилось возможности вовремя купить нужные запчасти и начало испытывать определённые сложности. Но вопреки всему этому я никогда не опускаю руки: за ними – мелкие пакости, грязные интрижки, достойные дешевых бульварных романов и отсутствие будущего, а за мной большой коллектив, который готов работать на благо города и выполнять свои обязанности.
Одним из примеров таких «неожиданных поворотов событий» стала информация о том, что на маршрут №4, который я предлагал реанимировать и обслуживать силами трамвайно-троллейбусного управления, уже подыскали частного перевозчика. А это значит, что автобусные маршруты №53 и №53а, из-за которых предприятие и так терпит большие убытки, учитывая дублирование их частными маршрутами, станут еще более убыточными.
Я не понимаю, почему новые автобусы нельзя использовать более экономически выгодно. Не понимаю, почему некоторые представители власти, которые совсем недавно отдавали предпочтение велотранспорту, а сейчас исключительно служебным автомобилям, так не хотят, чтобы на коммунальном предприятии было меньше проблем. Не понимаю, почему в этой ситуации молчат депутаты городского совета. Я ведь прекрасно помню, как на бюджетных комиссиях они негодовали из-за непомерных расходов топлива и сумм, которые будет оплачивать трамвайно-троллейбусное управление за погашение кредита. Хотя, вероятно, что причиной этому депутатская солидарность с друзьями тех самых нерадивых чиновников, нацепивших на себя депутатские значки, но при этом совершенно забыв те обещания житомирянам, за которые их собственно и избрали.
Кроме того, в горисполкоме мне сообщили о том, что наш автобусный маршрут №53с закрывают. Мол, вы же сами говорили, что он нерентабельный – получайте.
Да, я неоднократно заявлял о том, что маршрут №53с является нерентабельным, но при этом я предлагал продлить его до Площади Победы. Ни для кого не секрет, что перевозчик, работающий на маршруте №20 (или №110, я думаю, что все уже запутались), который с недавних пор обеспечивает транспортом район Бумажной фабрики, в отличии от трамвайно-троллейбусного управления, не перевозит льготников. Да, те два автобуса, которые поставлены на маршрут №53с кардинально не решат проблемы микрорайона, но хотя бы дадут возможность льготникам бесплатно добраться до центра. Нам было отказано, а позже прислали письмо с информацией, что маршрут закрывают.
Я предложил альтернативу: и маршрут №4, и продолжение №53с, но некоторые зависимые от внешних факторов чиновники все эти альтернативы и предложения рубят на корню. При этом сами ничего не предлагают в ответ.
Эти два автобуса теперь просто будут стоять в автобусном парке, а кредит будет продолжать щелкать. Помните, да? Город взял огромные финансовые обязательства за приобретение новых автобусов. Плюс платежи по страховке, топливо, зарплата водителей, обслуживание. Разве мы можем себе позволить, чтобы автобусы просто стояли или не приносили прибыли? Разве мало в городе районов, из которых житомирянам трудно добираться на работу или в центр города?
Что я предлагаю в этой ситуации. Во-первых, у нас всё еще нет транспортной концепции, которую нам обещают уже 4-й год. Нет новых маршрутов и четкого понимания, как будет работать и коммунальный транспорт, и частный. Коммунальному транспорту нужны маршруты, которые не будет дублировать частные перевозчики. И точка.
Во-вторых, городу нужно понимание для чего мы купили эти автобусы: все-таки для того, чтобы обслуживать те районы, где нет коммунального транспорта или просто чтобы они были? Кстати, на том же совещании с перевозчиками, частному бизнесу было предложено предоставить компенсацию за покупку новых автобусов. А чем собственно собираются выплачивать подобные компенсации?
И последнее: если ты работаешь и получаешь зарплату из бюджета, то будь добр защищать интересы общественности и её имущество, в том числе и коммунальные предприятия. Если на первом месте для тебя интересы частного бизнеса, то иди и приноси пользу там, освободив кресло и сняв с городского бюджета непосильный груз, выплачиваемой в сотни тысяч зарплат, премий и других расходов.
P.S. Хочу так же затронуть ситуацию, которая возникла у меня с моим коллегой – директором КП «Житомиртранспорт» Иваном Фурлетом. Он заявляет, что трамвайно-троллейбусное управление имеет определённый долг перед его предприятием-прокладкой КП «Житомиртранспорт», которое и было создано для того, чтобы обескровливать ТТУ, вымывая деньги по фиктивным договорам. Якобы они выполняли какие-то работы, а мы, видите ли, злостные неплательщики. Так вот, еще раз объясняю свою позицию. Договор по обслуживанию валидаторов имеет, и это лично моё мнение, все признаки фиктивности. Все работы по этому договору выполняет само ТТУ, а «Житомиртранспорт» просто получает за это деньги. И деньги немалые – по 80 тысяч в месяц. Это просто недопустимо! Помимо всего прочего, они еще и не перечисляют на предприятие собранные через валидаторы средства. Сумма кажется незначительной, ведь с мая по ноябрь «Житомиртранспорту» удалось собрать всего 255 тысяч гривен, из которых они перечислили всего лишь 54, но моему предприятию очень необходимая.
Помимо всего прочего, у нас нет доступа к программе АСОП, мы не знаем точной суммы, которую собрал КП «Житомиртранспорт» и должны верить их отчетам, которые они, к слову, подают через раз. Мы уже сейчас подготовили претензию. Возможно, будем подавать в суд и обращаться в правоохранительные органы на предмет привлечения, может даже и уголовной ответственности лиц, которые создавали такого рода схемы для хищения бюджетных денег. Да, я знаю, меня вновь и вновь эта группа товарищей будет обвинять в том, что я срываю их транспортную реформу, что я мешаю внедрению электронного билета, да и ещё черт знает в чём, но я скажу вам господа следующее – не надо пенять на зеркало, если рожа крива!